Сериал 'Плевако': анализ контроверсий и особенностей
Сериал "Плевако", который появился на экранах в 2024 году под чутким руководством режиссера Анны Матисон, уже успел завоевать статус одного из самых обсуждаемых проектов текущего года. В главных ролях можно увидеть таких актеров, как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Но за яркими лицами и внешним лоском скрывается непростое произведение, вызвавшее не только волну критики, но и заметный интерес среди зрителей. Погрузимся в дебри этого проекта и постараемся выяснить, что же на самом деле представляют собой его составные части.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Данный сериал заявляется как основанный на реальных событиях, однако с первых минут становится очевидно, что историческая верность не является первоочередной задачей создателей. История о выдающемся юристе Фёдоре Никифоровиче Плевако перекроена в стилистике кинокомикса, напичканного элементами боевиков, мистики и непринужденной романтики. Главный герой, который, кстати, получил имя Николай Фёдорович (возможно, чтобы облегчить восприятие для зрителей, не способных произнести оригинальное имя), становится современным супергероем с выдающимися способностями — от паркура и кунг-фу до сверхзрения и, казалось бы, всего подряд.
Повествование начинается с сюрреалистической сцены, в которой Плевако, следуя языческим традициям, хоронит свою мать, одновременно показывая свои умения в подпольных бойцовских кругах. После этого он возвращается в Москву, чтобы взять в свои руки громкое уголовное дело о загадочном убийстве аристократа. Каждая серия завершается одним судебным процессом, в ходе которого герой использует дедукцию, глубокие знания и, удивительным образом, способен воссоздавать трёхмерные проекции прошлого. Все это обрамлено акробатическими трюками и флешбэками, помещая зрителя в странный микс исторического фарса и занимательной научной фантастики, что напоминает «Матрицу».
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Одна из главных причин, вызвавших шквал критики, заключается в том, как сериал позволяет себе вольное обращение с историческими фактами. Примером служит антагонист в лице обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, который на удивление вмешивается в гораздо более приземленное уголовное дело. Этот поворот кажется нелепым, учитывая, что полномочия Святейшего Синода ограничивались исключительно духовной сферой и цензурой.
Не оставляя без внимания и другие сюжетные нонсенсы, можно упомянуть регулярные пересечения героев в Москве, когда Победоносцев, на самом деле, работал в Санкт-Петербурге. Согласно логике авторов, в XIX веке, видимо, между двумя этими столицами курсировал некий аналог "Сапсана", что, конечно, не соответствует действительности.
Промышленник Демидов, другой антагонист, представлен в образе гротескного злодея, занимающегося разбитием посуды и применением психологического насилия против своей жены. Этот персонаж поражает отсутствием глубины, что делает его банальным "плохишом", необходимым лишь для контрастирования с добродетелями главного героя.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Неизбежным становится сравнение с западными фильмами и сериалами, где адаптация исторических сюжетов была выполнена гораздо более деликатно. В отличие от таких успешных проектов, как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", где историче ские элементы подаются с уважением, "Плевако" скорее напоминает неумело переведенный комикс. Невозможность обойтись без попыток подражать современным трендам приводит к включению нелепых деталей: помощник Плевако без усталости вставляет в речь английские слова, а сам герой с гордостью подчеркивает свою калмыцкую идентичность так, как будто он является персонажем из комиксов Marvel.
Чувствуется и влияние феминизма, а также культурного марксизма, что проявляется в создании ярких, но не глубоко проработанных образов независимых героинь, чьи реплики иногда звучат как лозунги из Twitter. Вместо глубокого анализа характеров сценаристы упираются на клише, удобные для восприятия современными зрителями.
Кастинг и актерская игра
На фоне невыразительного сценария актерские исполнители выглядят довольно хорошо. Сергей Безруков органично вписывается в роль харизматичного юриста, хотя порой перетягивает одеяло на себя в сценах «экзистенциальных озарений». Ольга Лерман, исполняющая роль Марии Демидовой, добавляет необходимую драму, однако, ей не хватает той самой харизмы, которая сделала бы персонажа по-настоящему незабываемым. Николай Шрайбер, напротив, удачно оживляет образ своего персонажа, превращая его в безумного мужа с колоритной экспрессией.
Игорь Гордин, играющий роль Победоносцева, применяет свої театральные способности, чтобы наполнить своего персонажа объемом, хотя его образ страдает от нелепостей сценария. В целом, кастинг соответствует среднему уровню проекта: хорошо, но без особых изысков.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Несмотря на явные сюжетные провалы, визуальная составляющая сериала выглядит довольно приятно. Костюмы, декорации и операторская работа создают атмосферу, которая, хотя и не погружает в реальный XIX век, выглядит достаточно привлекательно. Флешбэки, которых в сериале хватает, сняты со стильным выдуманным подходом, хотя порой и переусердствуют в манерности. Одно из серьезных замечаний касается недостаточной динамики сцен, которые напоминают театральные постановки, лишенные кинематографической энергии.
Итоги и выводы
"Плевако" — типичный продукт современного российско го телевидения, который балансирует на грани пародии и попыток создать нечто великое. Создатели стремятся угодить всем зрителям: от амбициозных поклонников исторических драм до любителей современных боевиков и тех, кто ценит легкий абсурд. В результате получается эклектичный проект, который одновременно вызывает улыбку, раздражение и любопытство.
Стоит ли смотреть этот сериал? Если вы готовы закрыть глаза на сценарные несоответствия и исторические недочеты, "Плевако" может стать вполне интересным развлечением. Однако стоит заранее настроиться на отсутствие глубины и исторической точности. Это скорее аттракцион, чем серьезное произведение, и именно в этом, возможно, и заключается его главная ценность.