Сериал 'Плевако': Комедия или историческая драма?
Сериал "Плевако", увидевший свет в 2024 году под чутким руководством режиссера Анны Матисон, стал настоящим феноменом на росс ийском телеэкране. Главные роли в проекте исполняют выдающиеся актеры — Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако за яркими именами актеров кроется противоречивое произведение, привлекшее как шквал критики, так и любопытство зрителей. Давайте разберемся, что же на самом деле скрывается за завуалированной оболочкой этого сериала.
Сюжет: больше не историческая драма, а комический калейдоскоп
Сюжетная линия сериала представлена как основанная на реальных фактах, но с первых же минут становится понятно, что авторы явно не ставили целью придерживаться исторической достоверности. История известного юриста Фёдора Никифоровича Плевако перерабатывается до неузнаваемости, биография данного персонажа превращается в своего рода кинокомикс, наполненный ингредиентами боевика, мистики и чрезмерной романтики. Главный герой, который был переименован в Николая Фёдоровича — явно для удобства запоминания, демонстрирует лишенные здравого смысла сверхчеловеческие способности, вроде паркура и кунг-фу.
Как и в большинстве современных сюжетов, события начинаются с абсурдной сцены, когда Плевако, похоронив свою мать по некоему языческому обряду, участвует в подпольных боях. Затем он возвращается в Москву, чтобы заняться громким делом об убийстве аристократа. Каждая новая серия становится трибуной для очередного судебного разбирательства, в ходе которого герой проявляет умение дедукции и иные удивительные таланты — как, например, воссоздание трехмерных проекций прошлого. Такой подход сопровождается акробатическими элементами и флешбэками, смешивающими элементы исторической комедии и научной фантастики.
Историческая достоверность: жертва постмодернистского осмеяния
Главными объектами критики стали явно извращенные исторические факты, являющиеся наживкой для обсуждения. В качестве антагониста здесь выступает не кто иной, как обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, облаченный в совершенно неправдоподобном образе, который сует нос, где не стоит, вмешиваясь в уголовные дела. Такое представление о персонаже выглядит неуместным, учитывая, что Святейший Синод занимался исключительно духовной сфе рой и цензурой.
Кроме того, регулярно пересекающиеся судьбы персонажей на фоне городов Москвы и Санкт-Петербурга вызывают у зрителя недоумение — между столицами XIX века не существовало таких быстрых средств передвижения, как "Сапсан".
Другой антагонист, промышленник Демидов, так же исполнен в карикатурном духе и представлен как злодей, который жестоко обращается с женой и буквально ломает посуду. Такой подход не добавляет глубины и превращает его в пресного «плохиша», которому только и суждено, что подчеркивать великую добродетель нашего главного героя.
Проблемы адаптации: западные клише в контексте русской действительности
Глядя на данный сериал, невольно навязывается сравнение с западными экранизациями, среди которых успешные проекты, такие как "Линкольн" и "Банды Нью-Йорка", могут похвастаться бережным подходом к историческим событиям. В отличие от них, "Плевако" немного напоминает плохо сконструированный комикс. Причины подражания современным трендам приводят к появлению нелепостей, таких как использование английских слов в повсе дневной речи помощника Плевако, что выглядит крайне неуместно. Сам герой с явным пафосом подчеркивает свою калмыцкую идентичность, что могло бы уместиться скорее в формате комиксов Marvel, чем в исторической драме.
Также в сюжет привнесены феминистские и марксистские идеи, что проявляется в использовании шаблонных образов сильных и независимых женщин, чьи фразы часто напоминают лозунги из Twitter. Вместо детальной проработки персонажей, создатели полагаются на кліше, которые более чем оправданы лишь в определенных смотрящих колах.
Кастинг и актерское исполнение: достоинства и недочеты
Несмотря на проблемные сценарные моменты, актерская игра представлена достаточно высоко. Сергей Безруков органично выявляет образ харизматичного юриста, хотя иногда его игра переходит границы в сценах «духовного вдохновения». Ольга Лерман, исполняющая роль Марии Демидовой, добавляет необходимую драму, но ей недостает индивидуальности, чтобы сделать персонажа незабываемым. В противовес ей, Николай Шрайбер удачно создает образ эксцентричного супруга с выдающейся экспрессией и активной ма нерой игры.
Игорь Гордин, входящий в образ Победоносцева, использует свой театральный опыт, чтобы сделать персонажа объемным, хотя и там ему сглаживают сценарные слабости. В целом, кастинг создает правильное ощущение проекта, хотя и без излишних художественных замыслов.
Визуальная эстетика и техническое исполнение
Несмотря на сказанное о слабостях сюжета, визуальная сторона серии вызывает безусловное восхищение. Костюмы, декорации и операторская работа создают атмосферу, несомненно привлекательную для зрителей, что не переносит их в реальность XIX века, но выглядит достаточно живописно. Флешбэки, как элемент стиля, сняты с изяществом, хотя иногда граничащим с манерностью, и производят необходимый эстетический эффект. Однако существует серьезный недостаток — сцены не всегда обладают необходимой динамикой, отчего материала иногда напоминает театральные постановки.
Итоги и размышления
"Плевако" — это типичный продукт современного телевидения, удерживающий баланс на границе пародии и амбициозных устремлений. Создатели пытаются угодить разным аудиториям: от любителей исторической драмы до искушенных ценителей боевиков, да и до тех, кто увлечен легким абсурдом. Результат — эклектичный проект, который вызывает как смех, так и недоумение, а порой даже легкое раздражение.
Стоит ли тратить время на просмотр этого сериала? Если вы готовы закрыть глаза на сценарные неувязки и исторические искажения, "Плевако" может стать увлекательным развлечением для расслабленного вечера. Однако в глубину и историческую правдивость верить не следует. Это скорее экзотический аттракцион, нежели серьезная кинематографическая работа, и, возможно, именно в этом и заключается его истинная ценность.